?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Отомстивший за "Варяг" и "Рюрик"
byruk
Оригинал взят у mikhaelkatz в Отомстивший за "Варяг" и "Рюрик"


113 лет назад, 9 февраля 1904 года, Япония без объявления войны напала на русские корабли в Порт-Артуре и Чемульпо. Так началась несчастливая для Российской империи русско-японская война. В первый же день российский флот потерял крейсер "Варяг" и канонерку "Кореец", затопленные своими экипажами после самоотверженного, но неудачного сражения с эскадрой адмирала Уриу. Согласно рапорту капитана Руднева, от повреждений, нанесённых огнём "Варяга", затонул японский крейсер "Такачихо", не считая потопленного в бою японского миноносца. Однако японский крейсер, вопреки мнению Руднева, никак не хотел идти на дно, выныривая то тут, то там, на поверхность русско-японской войны.



Японский крейсер активно участвовал в боевых действиях. Так, ему довелось побывать в бою с Владивостокской эскадрой в Корейском проливе, когда он вместе с "Нанивой" добивал тяжело повреждённый русский "Рюрик". В этом бою "Такачихо" получил попадание русского снаряда и имел 13 раненых.

Расплата настигла японский крейсер глубокой ночью 18 октября1914 года. Отомстил ему за все ненесённые русским обиды корабль враждебной державы - кайзеровский миноносец S-90. Япония вступила в Первую мировую войну на стороне Антанты. Ближайшей задачей японцев был захват германских владений на Дальнем Востоке. Японский флот блокировал с моря германскую крепость Циндао. В ночь с 17 на 18 октября 1914 года германский миноносец S-90 отправился в море на прорыв.


S-90 был старым угольным миноносцем, по случаю войны повышенным в звании до эсминца. Но все-таки он имел какие-то шансы на проведение успешной тор­педной атаки. Сначала планировалось атаковать японс­кие корабли во время обстрела ими береговых позиций, но командование быстро пришло к правильному заклю­чению о безнадежности дневной торпедной атаки оди­ночным кораблем. Поэтому к середине октября был вы­работан новый план.


Капитан-лейтенант Бруннер должен был ночью неза­метно выскользнуть из гавани и постараться пройти не­замеченным первую линию дозоров. Связываться с эс­минцами противника не было никакого смысла. Он дол­жен был атаковать один из крупных кораблей на второй или третьей блокадных линиях. После этого S-90 должен быть прорываться в Желтое море и уходить в один из нейтральных портов, например в Шанхай. Там можно было попытаться дозаправиться углем, чтобы снова ата­ковать блокадные силы, на сей раз со стороны моря.





17 октября в 19.00, после наступления темноты, S-90 вышел из гавани, хотя волнение было довольно силь­ным.
Миноносец прошел между островами Дагундао и Ланьдао и повернул на юг. Через 15 минут справа по носу были замечены 3 силуэта, которые двигались на пере­сечку на запад. Бруннер немедленно повернул вправо. Так как S-90 следовал средним ходом, ни искры из труб, ни бурун его не выдали. Германский корабль прошел под кормой группы японских эсминцев. Бруннер сумел про­скочить сквозь первую линию блокады.


В 21.50 S-90 повернул на запад в надежде встретить какой-либо из крупных кораблей. Скорость немцы по-прежнему не повышали. В 23.30 Бруннер повернул па об­ратный курс, чтобы еще до наступления рассвета вер­нуться в гавань, двигаясь под берегом со стороны полу­острова Хайси, если только не будет встречи с против­ником.


18 октября в 0.15 на расстоянии 20 кабельтов был за­мечен большой силуэт корабля, следующего контркур­сом. S-90 повернул на параллельный курс. Цель двигалась со скоростью не более 10 узлов. Так как вражеский ко­рабль имел 2 мачты и 1 трубу, Бруннер решил, что встре­тил броненосец береговой обороны. В действительности это был старый крейсер «Такачихо», который в эту ночь вместе с канонерской лодкой «Сага» нес дозорную службу на второй блокадной линии.


Бруннер чуть отвернул к югу, дал полный ход и с дистанции 3 кабельтова выпустил 3 торпеды с интерва­лом 10 секунд. Первая из них попала в носовую часть крейсера, вторая и третья — в середину. Японцы были застигнуты врасплох. Прогремел ужасный взрыв, который буквально разорвал крейсер на куски. Погиб 271 человек, в том числе командир корабля.


S-90 повернул на юг. Хотя «Такачихо» не успел сооб­щить, по радио об атаке, огромный столб пламени был и идеи очень далеко. Бруннер не сомневался, что японцы бросятся в погоню, и не стал пытаться прорываться обратно в Циндао. Он взял курс на юго-запад, примерно в 2.30 разошелся с японским крейсером, спешившим на север. Рано утром миноносец выбросился на камни возле мыса Тауэр примерно в 60 милях от Циндао. Бруннер тор­жественно спустил флаг, после чего команда высадилась па берег и пешим строем двинулась в направлении Нан­кина, где и была интернирована китайцами.




Немецкие моряки в Циндао


Интересно, что в состав японской эскадры входили корабли, захваченные ими у русских в ходе русско-японской войны: броненосцы «Суво» (бывший "Победа"), «Ивами» (бывший "Орёл"), «Танго» (бывший "Полтава"), броненосцы береговой обороны «Окиносима» (бывший "Генерал-адмирал Апраксин"), «Мисима» (бывший "Адмирал Сенявин").

Таковы были превратности большой политики, которая в случае с Российской империей привела её к неестественному союзу со своими недавними противниками, Японской и Британской империями. А корабль, отомстивший за гибель "Варяга" и "Рюрика", к сожалению, принадлежал вражескому флоту.

Источник



  • 1
"S-90 был старым угольным миноносцем, по случаю войны повышенным в звании до эсминца."

Понятие "эскадренный миноносец", сокращенно "эсминец", в мировых ВМФ сформировалось в промежутке от РЯВ до ПМВ, и то не до конца - разногласия оставались еще долго.
В эсминцы в русском флоте были в 1907г. переквалифицированы корабли, прежде именовавшиеся как "минные крейсера", а также "истребители-миноносцы" (они же истребители миноносцев, контрминоносцы и т.п.). Главный признак эсминца - способность воевать в составе эскадры, т.е. иметь хорошую мореходность и запас хода, а также способность защищать эскадру от себе подобных.

В германском флоте, как и в русском, переквалификация происходила постепенно и в примерно те же годы, так что процитированная тут фраза в корне неверна.
Напротив, - по случаю войны на Балтике действительно устаревшие миноносцы не "повышались" до эсминцев, а списывались в тральщики и вспомогательные суда, при этом в их названии первая буква, прежде выдававшая фирму-производитель, заменялась на Т.
Та же участь ждала бы и S-90, будь он на Балтике, а не в колониальном захолустье.
Но и там он был "повышен" только в сообщениях иностранцев, примерявших его к своим классификациям, а в реальности остался тем же, кем и был прежде, - Hochsee Torpedoboote, т.е. миноносец открытого моря.

Русскому термину "эсминец" в большинстве мировых флотов соответствовали термины, переводимые как "истребитель"/"уничтожитель": английское Destroyer (дестройер), немецкое Zerstorer (цершторер).
При этом многие германские миноносцы, у нас считаемые за эсминцы, самими немцами рассматривались как миноносцы ("торпедебот"), с уточнениями "миноносец открытого моря", "мореходный миноносец", дивизионный миноносец" и т.п., но вовсе не "церштореры". Это надо учитывать при чтении материалов, относящихся к флоту времен ПМВ.

И еще один штрих к портрету. Уже во время ПМВ, в начале сражения за Циндао, S-90 участвовал в бою с целым отрядом настоящих эсминцев,- английских, гораздо более современных, более скоростных и лучше вооруженных. В этом кратком бою германский миноносец снайперски загнал снаряд под мостик ближайшему противнику, а это был как раз командир отряда; капитан эсминца погиб, противник замешкался, а тем временем устаревший, но не потерявший форму германский удалец ушел под защиту береговых батарей.

  • 1